Сегодня многие строительные компании пытаются набрать в свой штат инженеров ПТО. Именно пытаются, потому что фактически это получается не всегда.
Вакансии на работных сайтах висят месяцами, полугодиями и даже годами. Почему так происходит? Давайте попробуем разобраться.
Рассмотрим самые типичные распространенные обязанности по вакансии «Инженера ПТО»:
1. «формировать и подписывать исполнительную документацию»;
2. «разрабатывать ППРы и ТК».
В чем различия этого функционала:
Во-первых, «формировать и подписывать исполнительную документацию» и «разрабатывать ППРы и ТК» абсолютно разные по своему характеру работы. «Разрабатывать ППРы и ТК» должны проектировщики-инженеры-технологи, люди («инженеры ПТО по разработке ППР») с опытом работы «на линии» и хорошими навыками владения AutoCAD. Эта работа носит проектный характер, т.к. инженер здесь проектирует технологический процесс монтажа здания (сооружения или его части). Его работа требует сосредоточения внимания и ничем не отличается от работы обычного проектировщика конструктива.
В то время как «формирование и подписание исполнительной документации» представляет собой заполнение форм в word и/или excel различных актов (скрытых работ, ответственных конструкций и т.д.) с приложением к ним сертификатов и прочих документов о качестве на материалы и конструкции. При этом акты должны составляться, как правило, в онлайн-режиме. После составления они должны быть подписаны сначала своими прорабами, а затем инженерами технадзора, представителями генподрядчика, заказчика и т.д. И этот процесс должен идти постоянно из месяца в месяц, т.к. подписание форм КС-2 и КС-3 производится ежемесячно, а их не подписывают пока не сдана исполнительная документация за текущий месяц. Поэтому процесс «формирования и подписания исполнительной документации» носит оперативный характер. Эти «инженеры ПТО» могут не иметь высокой квалификации, опыта работы и даже профильного образования.
Во-вторых, для того, чтобы стать «инженером ПТО по разработке ППР» нужно:
• Закончить ВУЗ по профильной специальности (ПГС, ВиК и т.п.);
• Получить опыт работы «на линии» (от 3 лет);
• Хорошо владеть навыками проектирования в AutoCADe (не говоря о word и excel);
• Знать и уметь применять нормы проектирования и производства работ (СП, СНиП, ГОСТ, РД и т.д.);
• Владеть расчетами строительных конструкций и такелажной оснастки.
А для того, чтобы стать «просто инженером ПТО» с функционалом «формирование и подписание исполнительной документации» нужно:
• Знать РД 11-02-2006 «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при
строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования,
предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического
обеспечения»;
• Хорошо владеть навыками работы в word и excel;
• Минимально разбираться в чертежах и строительных процессах.
Чувствуете разницу?
Проанализировав характер выполняемых работ, уровень подготовки и опыта этих двух «инженеров ПТО» с разными характерами работы, можно сделать следующие выводы:
1. Подготовка и работа «инженера ПТО по разработке ППР» (инженера-технолога) более ответственна, т.к.
если он «накосячит» в ППРе, то может и кран упасть, да еще и не дай бог придавить кого-нибудь. А значит,
такой сотрудник будет стоить Вам дороже.
2. Условия работы «инженера ПТО по разработке ППР» должны быть такими же, как у его коллеги -
проектировщика конструктива.
3. Смешивание функционала с разными характерами работы (проектным и оперативным) снижает КПД
инженера, т.к. он не сможет сосредоточится на ППРе потому, что ему придется отвлекаться на
формирование и подписание исполнительной документации. Это может привести к ошибкам в ППРе,
которые могут Вам дорого обойтись (особенно при наступлении несчастного случая).
4. Если у Вашей компании каждую неделю не появляется новый объект, под который необходимо
разрабатывать ППР, то содержание «инженера ПТО по разработке ППР» в штате нецелесообразно.
Намного выгоднее разделить функционал - содержать «инженера ПТО» для «формирования и подписания
исполнительной документации», а разработку ППР поручить такому подрядчику, как мы.
Главный инженер ООО «Атлон-Строй» Юлдашев Борис Федорович.